11.09.2019

    Любой заботливый родитель стремится поддержать своего ребенка на каждом его новом жизненном этапе. Одним из таковых является первый поход ребенка в школу: первый раз в первый класс, торжественная линейка, букет первому учителю, новые знакомства….
    Много забот ложится на плечи ответственных родителей – от выбора учебного заведения до школьной формы будущему ученику. Среди множества важных вопросов, которые задают себе многие родители в эту непростую пору, всё же первостепенным является вопрос о готовности самого ребенка к школе. И здесь нередки случаи, когда родители упускают из виду важные факторы этой самой готовности, акцентируя внимание лишь на некоторых из них. Например, многие родители считают достаточным условием готовности ребенка к школе его интеллектуальное развитие, поэтому стараются его научить писать, считать, читать, непременно освоить иностранные языки…
Однако такая позиция не совсем верна. И вот почему. 
    Поход в школу ребенка сопряжен с очередным его возрастным кризисом – так называемым «кризисом 7 лет», когда происходят внутренние личностные изменения ребенка. Что свойственно малышу 5-6 лет? Ведущая деятельность в данном возрасте (а это та деятельность, внутри которой вызревают структуры психики, а не просто поведенческая реакция) – это сюжетно-ролевая игра. Объектом познавательной деятельности ребенка являются социальные отношения, и наиболее развита личностная сфера психики - потребностно-мотивационная - когда малышу становится жизненно важно расширять свои социальные контакты, выходя за пределы общения только с близкими и знакомыми людьми. Также для детей этого возраста ценно освоение разнообразных социальных ролей, у ребенка формируется потребность в общественно значимой и оцениваемой деятельности. Что же меняется с наступлением кризиса 7 лет и перед поступлением в школу? Ведущей деятельностью становится учебно-познавательная, объектом познания – начальные научные знания, и сфера психики в своем развитии смещается с  личностной плоскости в плоскость интеллектуально-познавательную. Качественные изменения (психические новообразования данного возраста) – это формирование произвольности памяти, внимания, восприятия, поведения; это формирование внутреннего плана действий, самоконтроль и рефлексия. Переживания ребенка приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит). Возникает обобщение переживаний, логика чувств (многократно повторяющаяся ситуация обобщается ребенком).
    Самой существенной чертой этого кризиса, по мнению Л.С. Выготского, является начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребенка. Во время кризиса происходит окончательное формирование воображения, образного мышления, произвольной памяти и внимания. В этом периоде ребёнок выстраивает для себя систему, по которой он определяет что есть «добро», а что есть «зло». Эту систему он строит на основании внешних факторов среды, своих внутренних чувств и социальных отношений. В этом возрасте начинает формироваться самооценка, ребёнок осознает себя как отдельную личность не только в семье, но и социуме, он осознает свое место в обществе. Таким образом, проблема «кризиса семи лет», или, другими словами, проблема психологической готовности к школьному обучению получает свою конкретизацию как проблема смены ведущих типов деятельности в данном возрастном периоде. Применительно к интересующему нас возрасту, эта проблема начинает звучать как проблема перехода от сюжетно-ролевой игры к учебной деятельности. 
    Как же сделать этот переход для ребенка плавным? Тут важно учесть совокупность нескольких параметров готовности ребенка к обучению в школе:
    1. Личностная готовность.  Включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, взрослым и учителям, к сверстникам и самому себе. Очень важна и мотивационная составляющая готовности: ребенка должна привлекать не только внешняя сторона школы (ее атрибутика), но и возможность получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Сплав двух потребностей (познавательной и социальной, открывающей доступ в мир взрослости) способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И.Божович внутренней позицией школьника, связанной с произвольностью поведения ребенка и позволяющей ему включиться в учебный процесс. Важным является и развитие эмоциональной сферы ребенка: к поступлению в первый класс он должен быть эмоционально устойчив, ориентирован на контроль за своими импульсивными реакциями, проявлять готовность длительное время выполнять не слишком привлекательное задание.   
    2. Интеллектуальная готовность. Здесь подразумевается наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний и способов оперирования ими, формирование у ребенка начальных умений в области учебной деятельности – умения выделить учебную задачу и превратить ее в самостоятельную цель деятельности. Также эта готовность предполагает дифференцированное восприятие (выделение фигур из фона), аналитическое мышление, умение воспроизводить образец, рациональный подход к действительности (ослабление роли фантазии), логическое запоминание, овладение на слух разговорной речью, способность понимать и использовать символы, развитие сенсорно-моторной координации.
    3. Социально-психологическая готовность. Сюда относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, а также исполнять роль ученика в ситуации школьного обучения. Важным аспектом в личностном и психическом развитии ребенка является формирование произвольности как подчинение его поведения и действий определенным правилам, требованиям, нормам.  Развитие произвольности проявляется в сфере отношений и общения ребенка со взрослыми, в сфере учебной деятельности (в умении сознательно подчинять свои действия правилу, ориентироваться на заданную систему требований, самостоятельно выполнять требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу), в сфере отношений со сверстниками, в отношении к самому себе ( в умении переходить с одной позиции на другую при рассмотрении одной и той же ситуации, в контроле своего поведения, основанного на оценке своих сил и возможностей).

    Таким образом, психологическая готовность к школьному обучению – это многокомпонентное образование, предполагающее довольно высокий уровень развития мотивационной, интеллектуальной сфер и сферы произвольности.  Как сказал отечественный психолог Л.А.Венгер, «быть готовым к школе уже сегодня – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться». 

Автор статьи: Наталья Евтушенко (инструктор детского клуба)

Возврат к списку

Контакты клуба

ул. Красного Маяка, д.22 корп.5 (м. Пражская)

Часы работы Клуба

Будни: 07:00 - 00:00; Выходные и праздничные дни: 09:00 - 23:00

Часы работы Детского клуба

Будни: 11:00 - 21:00; Выходные и праздничные дни: 10:00 - 17:00

Часы работы отдела продаж

Будни: 10:00 - 22:00; Выходные и праздничные дни: 10:00 - 21:00


Позвонить бесплатно